Актуальные идеи для малого бизнеса с нуля
Идеи для бизнеса
Идеи для бизнеса » Новостройки Москвы » Катализаторы развития

Катализаторы развития



Транспортная политика правительства Москвы направлена на повышение привлекательности общественного транспорта и, как следствие, – снижение загруженности автомобильных дорог.

Оптимизировать весь этот трафик призваны транспортно-пересадочные узлы – современные многофункциональные комплексы, которые позволят не только с комфортом сменить один вид транспорта на другой, но и обеспечат пассажиров сопутствующим социальным и коммерческим обслуживанием.

За последние семь лет в Москве открыты 24 станции метро, а до конца 2020 года планируется построить еще 44, год назад появился совершенно новый вид транспорта – Московское центральное кольцо (МЦК) с 31 станцией.

Кроме того, совсем недавно предложено объединить между собой радиальные направления Московской железной дороги и создать таким образом Московские центральные диаметры. Интегрировать гигантские пассажиропотоки в единую систему и обеспечить пассажирам комфортную пересадку планируется посредством строительства транспортно-пересадочных узлов. 

«Основой всех транспортных узлов должна быть пересадка пассажиров, логистика движения пассажирского наземного транспорта, стыковка с метрополитеном, с железной дорогой, с пригородом. И уже во вторую очередь – все остальное: сервис, обслуживание, локальная торговля и так далее. В первую очередь это должно быть для пассажиров», – поставил перед градостроителями задачу мэр Москвы Сергей Собянин.

Всего в столице запланировано строительство 153 капитальных ТПУ, а также ряда плоскостных перехватывающих парковок. Градостроительный потенциал этих территорий составляет порядка 12,5 млн кв. метров.

Пересадка с комфортом

Транспортно-пересадочные узлы проектируются в качестве своеобразного фундамента, на который будет опираться вся транспортная инфраструктура города. Главная цель транспортных хабов – связать различные виды транспорта и повысить комфорт пассажиров. Технологической частью ТПУ служат станции метро и МЦК – основные виды общественного транспорта Москвы. 

В коммерческой части ТПУ предусмотрены торговые и офисные площади, жилье – все это позволит горожанам жить и работать в пешей доступности от транспортной инфраструктуры, разгрузить трафик на дорогах. Впрочем, зону пересадки отделят от коммерческой: для того чтобы сменить виды транспорта, пассажирам не придется пробираться сквозь магазины или офисы. Таким образом, коммерческие функции дополняют транспортные, но не мешают им. Пересадку организуют по принципу «сухие ноги»: она будет осуществляться в крытых галереях, без необходимости выходить на улицу – под дождь, снег или палящее солнце. 

Транспортные узлы объединят все потоки в единую систему, благодаря чему пересадки станут удобнее для горожан, которые регулярно пользуются общественным транспортом. По подсчетам экспертов, время поездки по городу сократится в среднем на 10–15%. 

В Москве уже накоплен удачный опыт эксплуатации перехватывающих паркингов рядом со станциями метро. Сейчас в городе функционирует 31 плоскостной ТПУ вместимостью 6,6 тыс. автомобилей. Принцип работы таких узлов предельно прост и удобен: паркинг является бесплатным при условии совершения двух поездок на метрополитене в течение дня.

Наличие перехватывающих парковок в составе ТПУ делают для автовладельцев привлекательным вариант поездки по смешанной схеме: автомобиль – перехватывающий паркинг – общественный транспорт. Это позволяет снизить часть нагрузки с переполненных магистралей. По подсчетам экспертов, благодаря развитию сети ТПУ снижение трафика на дорогах на подъезде к Москве составит порядка 20 тыс. машин в утренний час пик, на подъезде к центру города – порядка 16 тыс.

Полицентричный город

Сегодня урбанисты всего мира ориентированы на создание полицентричных городов, в которых деловая и общественная активность имеет сразу несколько точек притяжения в разных районах, что позволяет снизить маятниковую миграцию. Аналогичная стратегия действует и в Москве.

«ТПУ не только обеспечивают пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и являются катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь – в создание новых рабочих мест, строительство жилья и социальной инфраструктуры», – объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Каждый ТПУ станет уникальным проектом, который реализуется в соответствии с нуждами конкретного района. Так, ТПУ «Ховрино» будет иметь агломерационный характер – в его состав войдет остановочная платформа пригородного железнодорожного транспорта. Другим крупным хабом станет ТПУ «Рассказовка», расположенный на одноименной станции Калининско-Солнцевской линии. Туда также будет обеспечен подвоз пассажиров из районов новой Москвы. Примером ТПУ локального характера может служить «Лефортово», в рамках строительства которого будет сделан акцент на благоустройстве территории. 

Все проекты транспортно-пересадочных узлов проходят процедуру публичных слушаний, после которых ТПУ получают не только коммерческий функционал, но и большую общественную функцию. Так, например, в рамках строительства транспортного хаба «Электрозаводская» благоустроят набережную реки Яузы, что позволит превратить ее в новое место отдыха местных жителей, а также возведут стеклянный мост через реку.

Решение о включении физкультурно-оздоровительного центра в состав транспортно-пересадочного узла «Некрасовка», который появится на базе одноименной станции метро Кожуховской линии, принимали сами жители района. Таким образом, участие жителей позволяет насытить ТПУ социальной и даже коммерческой инфраструктурой исходя из существующих нужд района. Пункты полиции, медпункты, МФЦ – все это также проектируется в составе транспортных узлов.

Взаимовыгодное партнерство

Те проекты, где коммерческая часть ТПУ неотделима от технологической, реализуют городские структуры. В остальных случаях к строительству транспортных хабов привлекают инвесторов. Процесс этот происходит на электронных торгах. 

«Для нас, как крупного столичного девелопера, строительство транс-
портно-пересадочных узлов – это возможность разместить здесь современные многофункциональные центры, которые будут включать торговую, офисную и даже жилую части. Здесь сформируется активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы. Пассажирам это даст возможность максимально комфортно и с пользой проводить время в ожидании транспорта, а жителям близлежащих к хабам территорий – совершать покупки и проводить досуг, не выезжая за пределы района проживания», – объясняет позицию инвесторов в интервью агентству «РИА Новости» Саркис Карапетян, первый вице-президент ГК «Ташир», которая выиграла торги на строительство четырех ТПУ. 

К настоящему времени инвесторы найдены на 14 проектов транспортно-пересадочных узлов, еще три выставлены на торги.

В бюджет Москвы в виде платежей за аренду земельных участков под строительство всех этих 17 проектов в течение шести лет поступит до 23,5 млрд рублей. При этом общий объем инвестиций в их строительство оценивается в 117,3 млрд рублей. Таким образом, коммерческая часть ТПУ становится важным источником дохода для городского бюджета. «Коммерческую часть необходимо строить, чтобы окупить затраты города», – объясняет партнер PWC Вадим Храпун.

Подобная схема взаимодействия, когда городские власти строят транспортную инфраструктуру, а инвесторы вкладываются в развитие прилегающих территорий – распространенная в мире практика. «Земельные участки вблизи станций метро и железной дороги в городах с высокой плотностью населения и перегруженной дорожной сетью, как, например, в Гонконге, имеют более высокую стоимость. Там компания MTR (единый оператор железнодорожной транспортной системы Гонконга) получает от государства землю по низкой цене и сдает или продает ее частным инвесторам, а полученную разницу – «добавочную стоимость» – использует для покрытия расходов на транспортную инфраструктуру. Использование добавочной стоимости для финансирования транспортной инфраструктуры – это только одна из целей. Создание высококачественных общественных пространств и благоустройство территории вокруг станции также имеет важное значение», – объясняет начальник управления инвестиций и международных отношений АО «Мосинжпроект» Елена Степанова.

Мировые тенденции

Сегодня Москва является одним из мировых лидеров в вопросах развития транспорта. Многие мировые эксперты с интересом следят за программой развития ТПУ в городе. Более того, столичные специалисты плотно работают с международными консультантами. Партнерство такого рода, без сомнения, создает синергетический эффект от работы российских специалистов, знакомых с местной спецификой, и иностранными партнерами, имеющими большой опыт в реализации подобных проектов. 
Всестороннее изучение мирового опыта позволяет создавать в Москве уникальные проекты, которые объединят в себе европейский и азиатский опыт.

«Нельзя говорить, что мы полностью скопировали какой-либо проект. Азиатский опыт мы использовали больше как базу знаний для понимания общих требований к проектам такого рода. С практической же точки зрения мы уделяем большое внимание европейскому опыту – например, в Париже мы увидели, как в ТПУ интегрируются железнодорожные вокзалы и торговые площади, а опыт Лондона, в свою очередь, полезен в рамках благоустройства набережных и других территорий», – рассказывает Андрей Малыгин, управляющий директор ООО «Мосинжинвест», компании из инжинирингового холдинга «Мосинжпроект», занимающейся разработкой проектов ТПУ и подготовкой их к торгам. 

Программа развития транспортно-пересадочных узлов еще находится на начальном этапе, но уже проделана огромная подготовительная работа, которая позволит поставить проект «на рельсы». Повышенный интерес инвесторов свидетельствует о востребованности и состоятельности такого градостроительного элемента, как ТПУ. Пристальное внимание городских властей должно гарантировать соблюдение баланса коммерческой и технологической функций транспортных хабов. Все это в конечном итоге должно привести к повышению качества транспортного обслуживания пассажиров и сбалансированному развитию города.

Дмитрий Гвоздиков


Контакты:
Адрес: Товарная, 57-В, 121135, Москва,
Телефон:+7 971-129-61-42, Электронная почта: contact@lossless.ru идеи для бизнеса с нуля
Катализаторы развития

Опубликовано 05.12.2017, автором , в разделе Новостройки Москвы

возможно вас заинтересуют другие предложения:
   20 дек 2017
«Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных объектов. 2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса.…

   20 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных объектов. 2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса.…

   20 ноя 2017
Скоростными маршрутами. Власти Москвы запускают наземное метро...

Столичную транспортную систему ждут революционные перемены. Власти города совместно с «Российскими железными дорогами» запускают мегапроект по развитию транспортного узла. …

   29 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Лужники» и «Зарядье» стали объектами мирового уровня...

Интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллин телеканалу «Москва 24». - Марат Шакирзянович, здравствуйте. …

   29 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Лужники» и «Зарядье» стали объектами мирового уровня...

Интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллин телеканалу «Москва 24». - Марат Шакирзянович, здравствуйте. …

   22 янв 2019
Марат Хуснуллин: Для развивающихся городов генплан становится тормозом...

Новые вокзалы на карте города – Марат Шакирзянович, в прошлом году в Москве было сдано рекордное количество станций метро. Можем ли мы в ближайшие годы повторить этот рекорд? – В прошлом году мы отк…

   17 окт 2017
Платформы пригородных электричек станут ближе к станциям МЦК...

В семи районах столицы до скоростной дороги можно будет дойти быстрее. Московское центральное кольцо (МЦК) уже больше года катает пассажиров. Но до некоторых станций ск…

   29 дек 2017
Об итогах градостроительного развития Москвы в 2017 году и задачах на 2018 год...

Доклад заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Шакирзяновича Хуснуллина. Уважаемый Сергей…

   05 дек 2017
«На территории ТПУ инвесторы создадут комфортную среду»...

Действующая градостроительная политика направлена на формирование и развитие полицентричной структуры мегаполиса – создание новых точек деловой и общественной активности за пределами исторического цен…

   05 дек 2017
Альберт Суниев: «На территории ТПУ инвесторы создадут комфортную среду»...

Действующая градостроительная политика направлена на формирование и развитие полицентричной структуры мегаполиса – создание новых точек деловой и общественной активности за пределами исторического цен…

   16 окт 2018
Юлиана Княжевская: в Москве появится еще одна хорда, новая канатная дорога и скоростное...

Масштабное транспортное строительство – одна из примет этой новой реальности. За каждым проектом стоит напряженная работа специалистов в области градостроительства. О самых масштабных из них беседуем …

вверх