
Ратификация Госдумой соглашения о расширении пункта материально-технического обслуживания ВМФ России в Тартусе – последняя формальность для превращения этого объекта в полноценную военную базу. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
"Российский объект "Тартус" был малозначимым пунктом обслуживания кораблей до 2011 года – когда Россия по официальной просьбе поддержала законное правительство Сирии в начавшейся гражданской войне, начал работу "сирийский экспресс". В страну морем пошли грузы, которые нужно было принимать. К 2015 году "Тартус" был переоборудован, чтобы постоянно разгружать и обслуживать корабли, обеспечить логистику. Тогда об этом российском пункте и его значении уже знал весь мир.
Но полноценной военной базой "Тартус" пока не стал. В этом плане гораздо легче оборудовать пункт постоянного военно-воздушного базирования, чем военно-морского. Необходимо строительство причалов, углубление гавани, выстраивать огромную инфраструктуру для сотрудников базы, требуются склады для боеприпасов и продовольствия, ремонтные мощности для оперативного обслуживания боевых единиц. Эта территория должна хорошо охраняться и защищаться", - отмечает специалист.
Госдума ратифицировала соглашение о расширении базы ВМФ РФ в сирийском Тартусе. Документ специально оговаривает, что носит оборонительный характер и не направлен против других стран. Он регламентирует функционирование базы, определяет порядок захода и выхода военных кораблей РФ, регулирует имущественные отношения, а также условия использования земельных участков и акваторий. Представители Минобороны РФ заявили, что база может быть расширена до 24 гектаров.
"Россия вернулась в Средиземное море и на Ближний Восток, и "Тартус" станет главным опорным пунктом ее военно-морских сил в регионе. Геополитические задачи – поддержание российских союзников в регионе и обеспечение интересов РФ. Примечательно, что функционировать "Тартус" будет совместно с военно-воздушной базой "Хмеймим" – они дополняют друг друга и обеспечивают максимально эффективное выполнение поставленных командованием задач", - подчеркивает военный эксперт.
Иммунитет и привилегииРатифицированный документ подчеркивает статус российских кораблей и личного состава в "Тартусе". Несущим службу на базе военным и членам их семей предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные предусмотренным для дипломатических ведомств. Это неприкосновенность личности и жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии. Также неприкосновенными считаются транспортные средства, морские и воздушные суда России базы в Тартусе.
Сирийские власти заявили, что такие договоренности соответствуют целям мирного урегулирования в стране. Договор заключается на 49 лет и автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если одна из сторон заранее не заявит о расторжении. Документ особо оговаривает: дополнительных ассигнований расширение российской военно-морской базы не потребует, а финансироваться расходы на реализацию соглашения будут за счет средств, уже выделенных в бюджете на нужды Минобороны. Россия сможет держать там одновременно 11 "боевых единиц" ВМФ – кораблей и подводных лодок.
"Российские ВМФ сейчас на полноценной основе держат в Восточном Средиземноморье оперативное соединение из 10 боевых кораблей – это полноценная эскадра. Именно эти силы будут опираться на "Тартус" – база займется их обслуживанием. Вероятность, что одновременно на базе будут находиться 10-11 боевых единиц, крайне маловероятна, но российская сторона на всякий случай предусмотрела и такую возможность.
Когда Россия начала антитеррористическую военную операцию в Сирии, туда были переброшены новейшие зенитно-российские комплексы С-300 и С-400. В сложной обстановке 2015-2016 годов даже их хватило, чтобы западные военные решили не играть с огнем и не провоцировать конфликт. В какой-то мере противоракетный и противовоздушный потенциал "Тартуса" вырастет, но не в разы – он уже довольно высок.
США предвидели усиление военного присутствия России в Сирии, потому в какой-то мере нарастили собственную дислокацию в стране. Они выстроили несколько квази-баз, состоящих, в основном, из взлетно-посадочных полос. В принципе, в регионе у НАТО присутствие серьезное, но зыбкое. Вдобавок с Турцией у США огромные проблемы, Греция все время оглядывается на Россию. Пожалуй, сейчас Штаты для поддержки в Средиземноморье могут всерьез рассчитывать только на британские базы на Кипре и на партнеров в Персидском заливе", - заключает Иван Коновалов.

Опубликовано 21.12.2017, автором Prosto, в разделе Мировая экономика