Актуальные идеи для малого бизнеса с нуля
Идеи для бизнеса
» » Советы директоров

Советы директоров




Советы директоров стали развиваться в России последние 10 лет — сначала в государственных компаниях, а потом — в частных. Многие собственники пытаются придумать правила функционирования советов. Ошибки, которые превращают их в бюрократизированные органы, усложняющие работу компании и не добавляющие ценности бизнесу:

Ошибка 1. Совет директоров принимает оперативные решения

Совет директоров разрабатывает стратегию и контролирует её реализацию (а также общую финансово-хозяйственную деятельность). Оперативное управление должно оставаться за менеджментом. Но многие не разделяют полномочия. На практике в совет часто входят собственники компаний, а если бизнес включен в состав холдинга — то нередко и сотрудники управляющей компании.

Чем это грозит Когда на очередном заседании обсуждается, например, невыполнение плана продаж, членам совета сложно удержаться от соблазна начать давать менеджменту указания. Но это выходит за рамки полномочий — члены совета не должны давать указаний директору по поводу отдельных клиентов, статей затрат, сотрудников среднего звена. Всё это часть стратегии, которую исполняет менеджмент. Если членам совета что-то не нравится, то либо менеджмент отклонился от стратегии, либо стратегию надо переписывать.

По-другому это не работает — орган собирается раз в несколько недель, и ручное управление с его стороны будет только тормозить компанию. Поэтому совету лучше сосредоточиться на поиске подходящего директора, создании для него адекватных условий работы, утверждении эффективной стратегии и контроле над её реализацией.

Ошибка 2. Совет без независимых директоров

Если орган состоит только из собственников и некоторых менеджеров, это не совет директоров. Одна из задач совета — расширить экспертизу лиц, участвующих в принятии стратегических решений. Независимые директора помогают повысить уровень объективности — они не связаны корпоративными интересами с компанией и могут смотреть на неё отстранённо. Их обычно выбирают по наличию опыта работы в советах и иногда по отраслевому опыту.

Причём независимые директора должны обладать правом решающего голоса и голосовать наравне с остальными по вопросам повестки. Если они только советуют, то получается скорее экспертный совет. Возможность принимать решения уравновешивается ответственностью членов совета, которая может быть предусмотрена в уставе.

Ошибка 3. Член совета директоров — это должность, а не роль

Очень часто собственники и сотрудники компании входят в состав совета директоров. В этом случае перед ними встаёт трудная задача: входя в комнату для совещаний, они вынуждены войти и в совершенно другую роль. Сотрудникам нужно переключиться с операционных вопросов на стратегические, перевести себя в режим helicopter view. А собственнику нужно свыкнуться с мыслью, что он теперь тоже «один человек — один голос».

На практике сделать последнее чрезвычайно трудно — кто же будет спорить с акционером Даже независимые директора получают вознаграждение из его рук (пусть и опосредованно). Но если собственник хочет все решения принимать лично, тогда лучше не играть в совет директоров и оставить всё по-старому.

Если совет директоров собственнику всё-таки нужен (например, чтобы освободить себя от ежемесячного глубокого анализа результатов, создания политик, утверждения

займы онлайн в Fast Money
бюджетов), но на заседаниях он не может не навязывать всем свою точку зрения, тогда ему проще выйти из состава совета. И остаться просто собственником, сохранив за собой часть полномочий самого верхнего уровня и право вето. Но главное — не забыть о доверии.

Мне пару раз доводилось создавать советы директоров по просьбе собственников, которые потом сами же их и распускали. Сценарий был один: собственник постоянно вмешивался в решения совета или просто накладывал вето. И тогда советы либо тихо увядали, либо разгонялись владельцами бизнеса, либо превращались в формальный орган по передаче сигналов от менеджмента к владельцу и обратно. Если вы хотите создать в своём бизнесе совет директоров, готовьтесь доверять его решениям.

Ошибка 4. Споры — это хорошо

Ирина Хакамада в одной из своих книг писала, что западные парламентарии могут сколько угодно спорить, но в конце концов добиваются решения, а российские парламентарии могут на недели увязнуть в спорах (правда, речь шла о Госдуме примерно 15-летней давности). То же самое происходит и во многих советах директоров.

Однажды я недолго работал в совете, который из пяти-шести пунктов каждой повестки больше половины отправлял на доработку, так как каждый участник упорно стоял на своём. Стороны ни в чём не уступали друг другу, хотя оттягивание принятия решения часто вредит делу больше, чем плохое компромиссное решение.

Умение договариваться — одна из главных компетенций члена совета директоров. И если собственник видит, что его совет увяз в спорах и согласованиях, возможно, следует пересмотреть его состав.

Ошибка 5. Мотивация от годовой прибыли

В сотнях российских компаний мотивация генеральных директоров привязана к годовой прибыли. Собственники не понимают, что это приводит к губительным последствиям: ведь в случае отклонения, скажем, продаж от плана директор ради своего годового бонуса начинает сокращать затраты. В том числе и те, которые стоило бы оставить ради долгосрочной выгоды.

Но мотивировать членов совета директоров процентами от чистой прибыли ещё хуже. Задача совета — стратегия, и куда правильнее привязать вознаграждение его членов к показателям стратегического развития. В них чистая прибыль — в лучшем случае один пункт из списка наравне с долей рынка, темпами роста и освоения новых технологий производства, производительностью труда и т. д. Часть мотивации стоит сделать долгосрочной — например, трёхлетней.

В противном случае члены совета будут больше думать об экономии на затратах, что бывает полезно только в одном случае — если экономия затрат и есть основа стратегии компании.

Совет директоров может быть очень эффективным органом, создающим исключительную ценность для бизнеса — особенного такого, где акционеры не хотят работать менеджерами сами у себя, а планируют заняться другими вопросами. Но эффективный совет директоров возникнет только в компании, в которой к корпоративному управлению — а значит, и к ограничениям — готовы собственники.

Источник: secretmag.ru
Автор: Святослав Бирюлин, совладелец и основатель компании Sapiens
Контакты:
Адрес: Товарная, 57-В, 121135, Москва,
Телефон:+7 971-129-61-42, Электронная почта: contact@lossless.ru идеи для бизнеса с нуля
Советы директоров

Опубликовано 30.11.2018, автором , в разделе Новости

деньги в кредит онлайн

возможно вас заинтересуют другие предложения:
15 самых частых системных ошибок Windows и способы их решения...

Устраняем ошибки Windows Windows – наиболее популярная операционная система, которую используют 92% пользователей компьютеров и ноутбуков. И каждый из них хотя бы раз сталкивался с одним или не…

10 принципов делегирования полномочий...

в динамичных условиях ведения бизнеса нельзя обойтись без делегирования полномочий другим сотрудникам.раньше или позже наступает такой момент, когда все способы оптимизации своего времени исчерпаны, процесс уходит из

Ошибки при загрузке Windows: Разбираемся с самыми частыми...

Ошибки при загрузке Windows Ошибки при загрузке Windows встречаются довольно часто. Он могут говорить о неисправности жесткого диска, оперативной памяти, процессора или операционной системы. Дав…

Как составить бизнес план...

бизнес-план – это документ, который является обоснованием успеха компании. он состоит из задач, которые требуется решить, сроков выполнения этих задач, показателей и других пунктов. любое коммерческое дело предполагает

Как составить бизнес план ...

бизнес-план – это документ, который является обоснованием успеха компании. он состоит из задач, которые требуется решить, сроков выполнения этих задач, показателей и других пунктов. любое коммерческое дело предполагает

Правила эффективного делегирования ...

процесс делегирования начинается сразу после того, как руководитель принял решение о передаче полномочий и определил сотрудника, который будет выполнять задание. чтобы этот процесс стал эффективным, а по его окончании

Как составить бизнес-план...

1. рим не был спроектирован, профинансирован и построен за один день. подготовка последовательного бизнес-плана займет, вероятно, больше времени, чем вы считаете. если вы думаете, что сможете сделать это за месяц, то

Воронка продаж - что это такое, как выглядит и примеры ее построения. ...

как начинающий, так и опытный бизнесмен, занимающийся реализацией товаров или услуг, должен хорошо разбираться в маркетинговых технологиях и технике эффективных продаж. одним из ключевых понятий, которое необходимо

Наша семейная рабыня...

Она прожила с нами 56 лет. Она бесплатно нянчила меня и моих братьев и сестер. Мне было 11 лет, и я был обычным американским ребенком, когда я понял, что это — рабство. Пепел лежал в черной пластмасс…

Как составить план продаж ...

у вас отличный товар и старательные сотрудники, но... продажи почему-то перестали расти. значит, на замену удаче пришло время кропотливой работы. с чего начать для начала позвольте поинтересоваться: а есть ли у вас план

непростительных ошибок маркетинга....

позиционирование товара должно начинаться с определения того, чем является товар. если вы дадите покупателю сложные и непонятные объяснения особенностей товара, то шансы на закрепление в памяти нулевые. напротив,

вверх