Актуальные идеи для малого бизнеса с нуля
Идеи для бизнеса
» » Исторический интерьер: гостиница «Ленинградская»

Исторический интерьер: гостиница «Ленинградская»




Не так уж много осталось в Москве ленинградского. Только вокзал и рядом с ним гостиница “Ленинградская”, которая называется теперь Hilton Moscow – Leningradskaya. На ее этажах, где сидели морально устойчивые коридорные с накрученными блондинистыми халами на голове, где в поэтажных буфетах командированные брали крепкий чай в подстаканнике, бутерброд с колбасой “любительской” и стакан сметаны со стоящей в ней ложкой, появились стандартные “хилтоновские” номера, как в Лондоне или в Дубае, – с плазмой, вай-фаем и со знаменитой кроватью, качающей вас на высоченном матрасе. Тем не менее новые хозяева оказались достаточно разумны, чтобы сохранить следы истории, которая разворачивалась в Москве полвека назад.

“Москва является образцом для всех столиц мира”, – сказал товарищ Сталин по поводу 800-летия столицы в сентябре 1947-го. И напомнил, что в начале того юбилейного года решил преподнести москвичам царский подарок. Совет министров СССР принял специальное постановление о строительстве в городе восьми высоток: “Пропорции и силуэт этих зданий должны быть оригинальны по архитектурно-художественной композиции. Они должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и с силуэтом будущего Дворца Советов и не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий”.

Лобби "по мотивам" русских палат похоже скорее на солнечное итальянское палаццо.

В этом заклинании все следовало понимать наоборот. Во-первых, традиционная техника строительства никак не могла дать ничего такого, что не повторяло бы “образцы известных за границей” небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. Во-вторых, упоминание Дворца Советов – Вавилонской башни с Лениным на макушке – было чисто ритуальным. Его автор Борис Иофан давно попал в опалу, и Дворец Советов завершать в общем-то уже не собирались.

Идею построить в разных районах новой Москвы высотные здания тоже принадлежала Иофану, но воспользовались ею другие. Восемь высоток были не просто делом престижа, но последней попыткой связать воедино нелепо разбросанные по городу осуществленные участки сталинского генплана 1935 года. И вот уже новый главный архитектор Дмитрий Чечулин заговорил о том, как важно акцентировать узловые точки центра, связать зрительно отдельные районы. Таким образом он разменивал супервысотку своего конкурента на несколько меньших вершин.

Заказ на высотки был “золотым”. Сталинскую премию за них получали дважды: в первый раз за проект, второй за постройку. “Украину” проектировали Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский, дом на площади Восстания – Михаил Посохин и Ашот Мндоянц, дом у Красных ворот – Алексей Душкин и Борис Мезенцев, дом на Котельнической набережной – сам Чечулин. “Ленинградскую” проектировали Леонид Поляков и Александр Борецкий.

Их высотка – самая маленькая среди гигантов (двадцать восемь этажей и сто тридцать шесть метров), но самая “русская”. Сталину не пришлось ставить на нее специальную башенку, как на МИД. С самого начала Поляков и Борецкий ориентировались на русский XVIII век – “столпы”, шатры и кокошники. И делали это тоньше и увереннее, чем сам Алексей Щусев, построивший в начале века на той же площади псевдорусский Казанский вокзал. Тогда конкуренты вдоволь посмеялись: “Надо же, каких сосисок навешал”. После войны уже Щусев посмеялся над конкурентами, построив под площадью невероятно торжественную станцию метро “Комсомольская-кольцевая”, выложенную золотой мозаикой. С завершением “Ленинградской” русская тема торжествовала на всех уровнях площади.

За проект архитекторы получили Сталинскую премию второй степени. А через четыре года умер товарищ Сталин, и с его высотничеством решительно покончили. Резолюции Всесоюзного совещания по строительству, прошедшего в ноябре 1954 года, звучали анафемой высоткам и их авторам. На архитектурных совещаниях выступал сам Хрущев, со всей присущей ему бесцеремонностью вмешиваясь в полемику. Он разогнал Академию архитектуры и в педагогических целях отобрал Сталинские премии у авторов гостиницы “Ленинградская”. Напечатанное 10 ноября 1955 года в “Правде” Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве” отвело зданию особое позорное место: “Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы “Ленинградская” на триста пятьдесят четыре номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров”.

Полякова выгнали не только из “Моспроекта”, но и из собственной квартиры: “Отец долго болел, лежал в больнице. Он

займы онлайн в быстроденьги
был отлучен от творческой работы, – вспоминает дочь архитектора Анна. – У него еще был конфликт с Фурцевой, тогда первым секретарем Московского горкома партии. Она как-то приехала с инспекцией на стройку “Ленинградской” и стала отцу делать какие-то замечания, на что тот ей сказал, что он автор проекта и сам знает, что надо делать. Кроме того, бедная женщина перепутала “резонанс” с “диссонансом”, и это также не осталось без ответа”. Долго еще петербуржец Поляков, впервые ступивший на московскую землю как раз на площади Трех вокзалов, читал в журналах нотации: “Во внутренней отделке помещений допущена чрезмерная, ничем не оправданная роскошь (позолота и роспись потолков, карнизов, дорогостоящие панели из ценных пород дерева, декоративные позолоченные решетки и т. д.”). Ну и т. д.

В "Ленинградской" живет дух сталинского гостиничного уюта – такого, каким мы видели его в кино.

В брежневские времена к “Ленинградской” относились с большей любовью. “Это была замечательная гостиница. Сто номеров высшей категории! Мы старались сохранить все, что придумал когда-то Поляков, – говорит последний директор советской “Ленинградской” Валентина Мартынова. – Но, конечно, с 1954 года многое было утрачено”.

В апреле 2006-го, когда “Ленинградскую” начали перестраивать в Hilton, она считалась “памятником истории и культуры регионального значения”. По словам главы Москомнаследия Валерия Шевчука, охранялись “четыре фасада здания с элементами декора, общественные зоны интерьеров двух первых этажей, номера люкс с первого по шестой этаж, помещения двадцать первого этажа”.

Все это и правда сохранили. Когда входишь через восстановленные дубовые двери в главный вестибюль под стеклянным потолком, трудно к чему-то придраться, кроме слишком новой столярки и слишком молодых мальчиков и девочек с рецепции. Конечно, здесь не хватает таблички “мест нет”, но сохранены пол, панели на стенах, деревянный плафон и цветные витражи (они затем повторяются на главных этажах).

За бронзовой решеткой – еще более торжественный двусветный лестничный холл с порталом, облицованным красным шокшинским кварцитом. Бронзовая окантовка портала, бронзовые люстры с пятиконечными звездами и золоченый плафон – все оставлено на своих местах. Пространство напоминает, правда, не сумрачные, придавленные сводами русские палаты, а двор солнечного итальянского палаццо, да и бронзовые львицы, охраняющие с двух сторон лестницы, имеют арийский оскал. Я бы сказал, недобро усмехаются проблемам реституции. Зато два круглых медальона над лестничными площадками изображают славные минуты русской истории – Куликово поле с победой над татарами (для приезжающих с Казанского вокзала) и Ледовое побоище с победой над скандинавами (для приезжающих с Ленинградского). Скульптурные группы до смешного похожи на рельефы Парфенона, но тут нечему удивляться – в те годы искусствоведы как дважды два доказывали, что русская архитектура является не только прямой наследницей, но и высшим развитием классической греческой.

“Исторические” люксы выходят в коридор с деревянными панелями и высотой потолков в три с половиной метра (в остальных коридорах высотой пришлось пожертвовать для прокладки коммуникаций). В люксах нет уже ни панцирных кроватей, ни наркомовских письменных столов с зелеными настольными лампами, ни пепельниц для “Герцеговины Флор”. Мебель, которая здесь стояла, годилась только на дрова, объясняют люди из Hilton. И все равно просторные трехкомнатные люксы сохранили ощущение сталинского гостиничного уюта – не настоящего, конечно, а такого, каким мы видели его в кино.

Ресторан стал бальным залом, но сохранил мраморные колонны, лепнину на плафоне и росписи, изображающие далекие от Ленинграда сюжеты: Московский университет в идиллическом зеленом саду и концерт украинского фольклорного ансамбля. Зеркала заменены на новые, но в фойе перед залом два старых хранят почти венецианскую патину.

В общем, верно писали в 1950-х коллеги-архитекторы: “Черты буржуазной помпезности и необузданного украшательства находим мы в интерьерах гостиницы “Ленинградская”. К счастью, мы их до сих пор там находим. И наконец-то им радуемся. В украшенном росписью ресторане теперь не едят, а танцуют: он превращен в бальный зал.

Текст: Алексей Тарханов ("Коммерсантъ")

#ВираАртстрой #дизайн #дизайнинтерьера #дизайн_интерьера #ремонт #история
Контакты:
Адрес: Товарная, 57-В, 121135, Москва,
Телефон:+7 971-129-61-42, Электронная почта: contact@lossless.ru идеи для бизнеса с нуля
Исторический интерьер: гостиница «Ленинградская»

Опубликовано 19.06.2018, автором , в разделе Тепловой режим в помещениях

деньги в кредит онлайн

возможно вас заинтересуют другие предложения:
1669. Блесна колебалка СССР...

Все фотографии альбома «Блесны СССР, к-т "Рыболов-спортсмен" НОРИЧ ??? ??? ВОЛНА УРАЛКА МАЛАЯ ПАХРА ??? НЕМАН ??? ЛИРА ??? ЛОЖКА БОЛЬШАЯ УРАЛКА БОЛЬША…

ФЕРМЕНТИРОВАННЫЙ ЧАЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ САДОВЫХ И ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ (вишни, яблони, груши,...

Отключить рекламу на Конте Многие летом любят готовить чай из свежесобранных листьев смородины, земляники, вишни... Да и на зиму ими запасаются... Но чай из высушенных листьев получается не …

Как в СССР воровали дизайн и технологии...

Мне всегда смешно, когда поклонники СССР начинают рассказывать о каких-то необычайных технологических мощностях, возможностях и прорывах, которые существовали в СССР — да, действительно, в военной и …

Новые фото фантастических морских существ от Романа Федорцова...

Российский рыбак Роман Федорцов продолжает публиковать фото и видео с удивительными обитателями морских глубин. 0 …

Этот мужчина восстанавливает детские машины времён СССР, делая из них потрясающие...

Руслан Кучменов из города Нальчик творит настоящее волшебство, восстанавливая старые детские педальные машины времён СССР и трансформируя их в потрясающе красивые модели, которые достойны стать…

«Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных объектов. 2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса.…

Марат Хуснуллин: «Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных объектов. 2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса.…

Светлый и живой интерьер в здании 1910 года в Мальмё...

Умение шведских дизайнеров с легкостью вписать их фирменный современный интерьер в роскошное пространство исторического дома всегда нас восхищало. Они, кажется, нашли оптимальный баланс старого и ново…

Рецепты чаев из разных стран...

В русскую культуру традиция пить чай вошла уже давно, и многие не представляют свой день без чаепития. Однако в разных странах мира имеются собственные рецепты приготовления этого напитка. И некотор…

Стильные идеи дизайна гостиной, совмещенной со спальней...

Многие знают не понаслышке, что такое небольшая квартира, в которой каждый квадратный метр на вес золота. Вот тут-то и приходится ломать голову, как разместить все так, чтобы получить основные функ…

Эклектичный интерьер квартиры в Лондоне от дизайнера Ираклия Зарии...

Ираклий Зария родился и вырос в Тбилиси, в юности заинтересовался дизайном и архитектурой, поэтому переехал в Москву учится в известной школе «Детали». После выпуска Ираклий почти сразу основал студию…

вверх