Актуальные идеи для малого бизнеса с нуля
Идеи для бизнеса
» » Хани Рашид: «В каждой стране существуют барьеры, которые архитектору сложно преодолеть»

Хани Рашид: «В каждой стране существуют барьеры, которые архитектору сложно преодолеть»




Американский архитектор арабского происхождения Хани Рашид - о музее «Эрмитаж», машинной архитектуре, «прямых углах» и свободе творчества.

Хани Рашид, известный американский архитектор, автор амбициозных, инновационных проектов по всему миру. Свою карьеру начал в 1983-м году, окончив университет Карлтон в Оттаве, а затем получив степень магистра архитектуры в Академии искусств Крэнбрук (США). В 1989 году основал архитектурное бюро Asymptote Architecture, вместе с Лиз-Анн Кутюр. Сегодня это ведущее международное бюро, разрабатывающее инновационные, интеллектуальные проекты, включая создание генпланов городов, проекты в виртуальной реальности, а также интерьеры. В последние годы у Хани Рашида появились проектируемые здания и в Москве.

Недавно архитектор стал гостем «Дня инноваций в архитектуре и строительстве», который прошел в московском Центре международной торговли. Он дал эксклюзивное интервью порталу «Строительство.RU»

Удивительное и из ряда вон выходящее можно создавать и за разумную цену

- Хани, какими архитектурными традициями вы вдохновляетесь в своем творчестве: западными или восточными? (Ваши корни на Востоке, вы родились в Каире)

- Мой отец, египтянин, был художником-абстракционистом: он получил образование в Париже. Мама родом из Великобритании, преподавала английский. Так что я вырос, можно сказать,  в разносторонней среде.

А взгляды…Взгляды в большей степени сформированы современным искусством. За это большое спасибо отцу. Хотя в его творчестве присутствует и огромный интерес к древней египетской культуре

Так что в нашем доме царила современная абстрактная живопись, древняя египетская культура и идеи британской литературы и философии. Потом, уже в университете, я заинтересовался французской и немецкой литературой тоже, поэтому говорю о мультикультурной среде.

- Как вы относитесь к «прямым углам» в архитектуре?

- Вполне нормально отношусь. Проектируя, я не думаю о соотношении углов или кривых, я думаю об организации пространства, о том, как распределяется свет. Для меня форма стен, выступов и ниш – это результат того, что я хочу рассказать своим зданием.

Что касается технологии, то прямые углы – это проще и, соответственно, дешевле. Тем не менее, повторюсь, для меня гораздо важнее «повесть формы и света». Современные технологии позволяют нам не думать о прямых углах, а воплотить идею света и пространства.

- В последнее время вы работали над крупным российским проектом – музеем «Эрмитаж-Москва» в жилом комплексе «ЗИЛарт». На каком этапе находится проект?

- Проект музейного центра современного искусства «Эрмитаж-Москва» сейчас находится на экспертизе, это уже второй этап - мы успешно прошли первый. Надеюсь, близки к этапу окончательного одобрения строительной конструкции.

Это очень интересная работа. Вначале, каюсь, думал, что будет очень трудно «протолкнуть» проект. Он достаточно креативный. Но экспертиза прошла успешно. Это будет «умное» здание, построенное с применением различных инновационных технологий, красивое, безопасное.

Благодарен, что в процессе экспертизы мы столкнулись с открытым, непредвзятым и очень доброжелательным отношением. Иногда боязливое ожидание суровой экспертизы, что греха таить, используется архитектором, как аргумент «не делать»: мол, эксперты все равно не допустят инноваций, каких-то нововведений. В данном случае, не было ничего подобного. Экспертное сообщество продемонстрировало очень доброжелательное отношение к новым технологиям, которые мы применили в нашем проекте.

- Должна ли хорошая архитектура быть дорогой?

- Не обязательно. Я думаю, хороший архитектор может вполне бюджетно воплотить свои идеи. Дело в том, что это очень относительное понятие: что дорого, а что дешево. Например, мои друзья выполнили ряд проектов жилых домов: это недорогие в проектировании и строительстве, но очень красивые, и главное, удобные здания.

Креативность, творческая составляющая проекта – вот что важно, а не дороговизна проекта. Наша работа заключается в том, чтобы создавать красивые пространства и здания, с одной стороны. А с другой – найти способ реализации своих идей, подобрать такие материалы и технологические решения, чтобы проекты воплотились в жизнь, и это было и красиво, и функционально.

Для меня творческое начало профессии архитектора заключается не только и не столько в том, чтобы создать что-то удивительное, из ряда вон выходящее, но и в том, каким образом это можно сделать за разумную цену – ту, которую готов заплатить клиент. Порой это непросто.

Больше всего нам не хотелось свалиться в историзм

- Если говорить о «ЗИЛАРТе», какой была стратегия проекта? Какую цель вы перед собой ставили? Ведь это очень знаковое место для Москвы, для России – здесь располагался крупный автомобильный завод… Есть такое понятие «гений места»: как вы в своем проекте учитывали исторические особенности этой знаковой территории?

- Наша первая реакция, когда мы увидели ЗИЛ, была близка к шоку: здания были практически в руинах, завод был сильно разрушен. Но даже в руинах чувствовалась такая своеобразная мощь!

Знаете, история все равно накладывает свой отпечаток. Мы решили начать с изучения эпохи русского конструктивизма, которая как раз совпала со временем создания этого предприятия. В то время конструктивизм, как архитектурный стиль, широко использовался в промышленном строительстве, и ЗИЛ не стал исключением.

Музей «Эрмитаж» - это современная интерпретация величия и мощи конструктивизма. Очень хочется надеяться, что человек, который туда придет, сможет во всей полноте ощутить дыхание истории, но уже через современное пространство.

Правда, с такими местами всегда есть опасность «свалиться в историзм», когда старое и выглядит старым (старомодным)....


альфа банк кредитная карта 100 дней без процентов

...И тогда это сморится не очень правдоподобно, как некая декорация.

Я здесь пошел другим путем. Привлек современные формы для отражения духа места. Для меня это как «поэма в архитектуре» или своего рода «архитектурная музыка»:  в ней ценно современное звучание, но в исторической, классической гармонии.

Словом, важно было сохранить ощущение былой мощи в новой тональности.

Принадлежность к какому-либо стилю порождает скуку

- Хани, скажите, пожалуйста, причисляете ли вы себя к какому-то направлению в архитектуре? Вам по-прежнему интересен деконструктивизм? Или вы за эти годы выработали свой эксклюзивный стиль?

- Во времена своего студенчества я увлекался деконструктивизмом и даже выполнил несколько работ в этом направлении. Тогда я работал с известными архитекторами-деконструктивистами.

Потом я был в первых рядах освоения цифровой архитектуры и проектирования, исследуя 3D-проектирование в Университете Columbia, и первым, кто сделал масштабный цифровой проект в 1990-х. И я тогда понял, что принадлежность к какому-либо стилю порождает скуку.

Что я имею в виду? Когда что-то «бронзовеет», становится стилем, своего рода иконой – оно истощается, исчерпывает самое себя.

Гораздо интереснее заниматься чем-то новым, изучать новые возможности того, что еще не стало стилем. Потому что именно здесь происходит внедрение инноваций, эксперименты с формой, светом, пространством. И именно здесь случаются открытия.

Как только это сделано, реализовано, надо двигаться дальше. Архитектура все время движется вперед. Поэтому и постмодернизм умер, деконструктивизм тоже – он же основывался на конструктивизме и спорил с ним, относясь к конструктивизму «свысока». Были какие-то искусственные эксперименты с формой, с цветом. Очень наносное, я считаю.

Я рассматриваю конструктивизм, как музыку, как философию. Говорят, «мы стоим на плечах гигантов». И для меня большая честь осознавать, что я тоже прикоснулся к этим замечательным архитектурным открытиям.

Конструктивисты пытались делать очень интересные вещи с пространством, но при скудости инструментов, не все могли воплотить в жизнь. Сейчас, в 21 веке, когда мы обладаем другими технологиями и материалами, очень заманчиво в какой-то мере воплотить те идеи, о которых конструктивисты могли только мечтать.

И в то же время это очень ответственно. Наша ближайшая цель – не то чтобы возродить конструктивизм как стиль, как течение в архитектуре, но фактически провести глубокое исследование и выйти на новый уровень с использованием инновационных технологий и материалов.

- Ваш брат Карим Рашид – дизайнер с мировым именем. Интересно ли Вам это направление деятельности?

- Я все-таки архитектор. Мне интересен дизайн с точки зрения организации пространства. А вот мой брат – эксперт в области формы различных предметов, мелких архитектурных форм…

Что-то я, конечно, делал. Это ведь из семьи идет, но в общем и целом – нет! Брат унаследовал от отца способность восприятия формы и цвета, а я - скорее, философское отношение к форме, понимание того, как с ее помощью организовать пространство.

Архитектор должен уметь работать внутри конкретной ситуации

- С Вашей  точки зрения, с какими сложностями или особенностями сталкивается архитектор в России? И какие у него здесь преимущества?

- Мне кажется, здесь есть некоторые сложности, связанные, главным образом, с правилами в области применения новых технологий. Есть люди, которые до сих пор искренне не понимают, что в новых проектах  необходимо применять новые подходы. Руководствуются старыми правилами.

Думаю, что в России пока еще очень много бюрократии, что, конечно, тормозит архитектурный процесс. Некоторые моменты согласования проектов затягиваются по времени.

Правда, оговорюсь, это не только в России. В каждой стране существуют какие-то барьеры, какие-то уровни, которые сложно преодолеть. Но пример нашего проекта (музей «Эрмитаж-Москва» - прим. авт.) говорит о том, что эти сложности – не столько из-за необходимости преодолевать какие-то «драконовские» правила или условия, а из-за неумения архитектора работать внутри конкретной ситуации. В этом смысле я принадлежу к оптимистам, старающимся в любой ситуации получить желаемый результат.

- В каком направлении, на Ваш взгляд, движется современная архитектура? И как вы видите свое место в этом развитии?

- Я очень надеюсь, что опыт, мастерство нашего архитектурного сообщества, которое, на самом деле, представляет собой некий симбиоз инженерии и искусства, позволят создавать более комфортную, красивую и качественную среду обитания для человека.

Не скрою, на этом пути архитектор может «попасть в ловушку»: идя на поводу у клиента, «свалиться» в некий прагматизм. И этого нужно опасаться.

В целом же, думаю, архитекторы в будущем будут играть двойную роль: с одной стороны, архитектурная практика будет все более общей, с другой – все больше внимания будет уделяться организации среды, использованию новых материалов – словом, строительству «лучшего мира».

С большим оптимизмом смотрю на использование искусственного интеллекта в архитектуре. Большая часть стандартной, рутинной работы вполне может выполнять машина, оставляя архитектору свободу творить, и в то же время, накладывая на архитектора еще большую ответственность – суметь предусмотреть в проекте то, что недоступно машине.

Елена Мацейко, Ольга Эвоян


Контакты:
Адрес: Товарная, 57-В, 121135, Москва,
Телефон:+7 971-129-61-42, Электронная почта: contact@lossless.ru идеи для бизнеса с нуля
Хани Рашид: «В каждой стране существуют барьеры, которые архитектору сложно преодолеть»

Опубликовано 11.01.2018, автором , в разделе Новостройки Москвы

деньги в кредит онлайн

возможно вас заинтересуют другие предложения:
В гостях: Квартира архитектора Татьяны Мироновой...

Французская роскошь и коллекция авторских украшений (архитектор делает их сама) О проектеМесто: МосквыРазмер: 110 кв.мКто здесь живёт: архитектор Татьяна МироноваАвтор проекта: хозяйка квартирыФ…

33 самых невероятных здания мира...

Авторы этих сооружений ломают все стереотипы об архитектуре. Старые или новые, со сложными или простыми структурами, эти здания, несомненно, самые невероятные в мире. Есть привлекательные, есть н…

Pimax 8K: очки виртуальной реальности следующего поколения...

Сегодня очередной ресурс, Engadget, поделился своими впечатлениями от прототипа очков виртуальной реальности Pimax 8K, разработанных китайским стартапом. Выводы наших коллег не стали исключением сред…

Х. Рашид: Московский «Эрмитаж» станет образцом конструктивистской утопии...

Здание московского филиала «Эрмитажа», над проектом которого работало нью-йоркское архитектурное бюро Asymptote, планируют открыть на территории бывшей промзоны ЗИЛ в 2020 г. …

Пошаговое создание оригинального сладкого подарка...

В преддверии грядущего праздника следует задуматься о том, каким презентами можно порадовать своих друзей и близких. Прекрасным решением станут подарки из конфет к Новому 2018 году, сделанные св…

Архитектор Юрий Григорян — о небоскребе в Нью-Йорке и будущем Москвы...

Основатель архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян рассказал об опыте работы в США, проблемах российских архитекторов и о том, почему решил участвовать в конкурсе на реновацию хрущевских кварталов…

Бизнес-идея: Архитектурное бюро...

#услуги@actual_idea #вложения_250@actual_ideaначальные вложения: 300 т.р.ежемесячная прибыль: 100 т.р.срок окупаемости: 3 мес.рынок архитектурных услуг россии огромен и к тому же находится в стадии формирования, что

Костин: «Я никогда не давал денег никому из семьи Трампа»...

Об этом президент — председатель правления ВТБ заявил Fox Business. В частности, его спросили, правда ли, что американцы в Давосе избегают русских. Костин подчеркнул, что встречи с банкирами из США пр…

Самые перспективные направления для запуска бизнеса в 2017 году ...

Самые перспективные направления для запуска бизнеса в 2017 году. эксперты предупреждают, что выдающиеся бизнес-проекты требуют для роста не единицы и даже не десятки, а сотни миллионов долларов, поэтому ожидать в ближайшие годы серьезного роста в большинстве сегментов не приходится.

Выдающиеся женщины в мире компьютерных технологий...

Аду Лавлейс знают если не все, то многие. Конечно, ее труд заслуживает всеобщего признания и уважения. Однако в мире компьютерных наук очень много женщин-ученых, чьи имена крайне редко включают в «топ…

Тадао Андо: «простые дома» для миллиардеров...

Тадао Андо (Tadao Ando, р. 13 сентября 1941) — японский архитектор, притцкеровский лауреат, настоящий поэт бетона, как никто умеет обращаться с пространством. Кто хоть раз был в построенном им здани…

вверх